Когда мы берем в руки чётки, мы постигаем Господа как полноту, которая пронизывает собой всё сущее, и настраиваем свой ум на звучание мантры. Джапа-мала дарует человеку удачу, все благословения, все совершенства, освобождает от рабства материального существования.
Эта статья сделана по материалам лекции Бхакти Вигьяна Госвами «Значение четок, мантры и числа 108» из семинара «Основы Вед», а также семинара «Научные основы практики Сознания Кришны».
Каждый человек хочет быть счастливым и поэтому он, осознанно или неосознанно, ищет неиссякаемый источник счастья, источник вечного наслаждения. Для этого человеку необходимо отказаться от своих привязанностей к материальным объектам чувств, принести их в жертву более высокой цели — возможности увидеть Кришну. Попытка увидеть Кришну называется ДЖАПОЙ. Кришна говорит об этом в «Бхагавад-гите» (10:25): «Из великих мудрецов Я — Бхригу, а среди звуков Я — священный звук Ом. Из жертвоприношений Я — повторение святых имен (джапа), а из недвижимого — Гималайские горы». Джапа является самым важным жертвоприношением, самой главной ягьей.
Слово «джапа» состоит из двух слов: «джа» — рождение, «па» – защита, поддержание, то, что защищает и хранит всё творение. Применительно к нам, джапа — это то, что создает нашу духовную личность и защищает её. Пока мы будем повторять джапу, нам ничто не грозит. Это самая лучшая защита, которая только может быть!
Инструментом джапы является МАЛА — чётки. В шастрах есть молитва, обращенная к четкам:
«О мала, воплощение маха-майи, олицетворение всех сил Вселенной, В тебе сокрыты все четыре цели человеческой жизни. Будь же для меня источником всех совершенств, Помоги мне преодолеть всевозможные препятствия. Когда я беру тебя в правую руку во время джапы, Милостиво даруй мне всевозможные совершенства».
Физически чётки состоят из нити, на которую нанизаны 108 бусин, а также ещё одна бусина — 109-я. Все бусины отделены друг от друга узелками.
В «Бхагавад гите» (7:7) Кришна говорит: «О завоеватель богатств, нет истины выше Меня, всё сущее покоится на Мне, подобно жемчужинам, нанизанным на нить». По аналогии чётки с бусинами, нанизанными на нить, символизируют сотворенный мир. Нить (сутра) – это символ изначальной, тонкой, непроявленной энергии, исходящей из Кришны и являющейся основой всего мироздания. Бусины символизируют проявленную, видимую материю, представленную в виде бесконечного многообразия миров, а количество бусин, равное 108, символизирует бесконечность.
Число 108 имеет много символических значений, одно из которых, астрологическое, отражает Вселенную — это 9 планет на 12 созвездий или 27 накшатр на 4 пады или части. Узелки между бусинами — это символ изначальной, непроявленной материи (пракрити). Главная чётка,109-я бусина, символизирует гору Меру — невидимую, тонкую ось, вокруг которой вращается Вселенная, а также символизирует Кришну.
Ещё одно название чёток — акша-мала. Акша — это глаз. Этим глазом человек пытается увидеть Кришну, найти его в бесконечном многообразии миров.В сущности, четки – это символ сотворенного мира, которые должны научить нас, смотря на этот мир, чувствовать повсюду взгляд Господа, Его присутствие и Его волю.
При чтении джапы начинать нужно от центральной бусины и по часовой стрелке вести чётки на себя. Дойдя до центральной бусины, чётки нужно перевернуть и снова вести на себя, в другом направлении. При этом нельзя переходить через 109-ю бусину. Если кто-то перескакивает через центральную бусину, то он не получает никакого результата от повторения мантры. Круг, как символ, олицетворяет колесо самсары, и чтобы избежать этого круга, его нужно разорвать, что мы и делаем, когда доходим до 109 бусины и поворачиваем в обратную сторону.
Запреты, которые надо соблюдать при чтении джапы:
* нельзя читать мантру, перебирая чётки левой рукой (она нечистая); * нельзя касаться чётками левой руки; * нельзя читать мантру правой рукой, если она осквернена (рука должна быть чистой); * нельзя касаться чёток указательным пальцем; * нельзя касаться чётками пола и других нечистых мест, * нельзя при чтении мантры трясти и размахивать мешочком; * нельзя читать мантру с покрытой головой; * нельзя читать мантру лежа, зевая, разговаривая с кем-либо, прогуливаясь; * нельзя читать мантру голым.
Символические значения пальцев правой руки:
* большой палец – Бхагаван, Кришна; * средний палец — джива или разум и сердце человека; * указательный палец — ложное эго (аханкара).
При чтении мантры с использованием большого и среднего пальцев звук святого имени входит в сердце человека и в его сознание.
Мантра может читаться с использованием других пальцев для получения следующих результатов:
* большой палец и указательный — для мести (гуна невежества); * большой палец и безымянный — для устранения неприятностей; * большой палец и мизинец — для исполнения всех желаний;
Поэтому мантру нужно повторять на среднем пальце, т. к. что он связан с сердцем.
Мантра может читаться на четках с бусинами из различных материалов для получения следующих результатов:
* бусины из рудракши — для исполнения всех (и хороших, и плохих) желаний; * бусины из семян лотоса — для победы над врагами; * бусины из золота — для получения всех материальных наслаждений; * бусины из хрусталя — для удачи; * бусины из туласи — для исполнения только тех желаний, которые принесут вам благо.
Шастры рекомендуют разумным людям читать мантру, передвигая бусины из туласи большим и средним пальцем.
Человек должен хранить в тайне (рекомендует «Хари бхакти виласа») следующее:
* божество, которому он поклоняется; * имя своего духовного учителя; * мантру, полученную от духовного учителя; * свою джапа-малу (чётки).
Мы не должны показывать свои чётки, т. к. это нечто сокровенное, что между нами и Богом. Если мы не читаем джапу, мы должны убрать их в чистое потайное место, предварительно поклонившись им, они не должны валяться, где попало. Чётки должны находиться в мешочке, который называется «гомукха»- что означает «коровий рот» или «божественная речь».
Зачем нам, в конечном счете, все эти знания? У нас должно появиться чёткое понимание того, что всё связано в этом мире. Когда мы находимся в гуне страсти, мы делим мир, дробим его и наслаждаемся выделенным. В гуне благости мы пытаемся понять единую природу, связь всего сущего, мы пытаемся понять, как разные объекты этого мира связаны между собой.
Для того, чтобы человек мог обрести богатство джапы, все благо от повторения мантры, он должен:
* сосредоточить свой ум, собрать его воедино, ум должен быть чистым; * молчать во время повторения, ни с кем не разговаривать; * думать о смысле мантры или хотя бы помнить о том, кого мы зовем, кто такой Кришна, Рама и Харе; * делать это с терпением и привязанностью, без беспокойств, и тогда это даст всё сокровище повторения.