Полное имя Будды Медицины - Бхайшаджья-гуру Вандурья, Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния.Подобно Будде Шакьямуни и Амитабхе он одет в монашеские одежды и сидит в позе лотоса. Его левая рука в мудре медитации, держит чашу для подаяний (патра), наполненную нектаром долголетия. Его правая рука с открытой ладонью покоится на колене в мудре, дарующей благословения и держит стебель миробалана (Terminalia chebula) - растения, известного как царь среди лекарств, излечивающих от умственных и физических недугов.
На традиционных тибетских танках Лазуритовый Будда часто изображается в сопровождении семи других Будд Медицины, одним из которых является сам Будда Шакьямуни (Сиддхартха Гаутама).
Наиболее отличительная особенность Будды Медицины - это его цвет - глубокий синий цвет лазурита. Этот драгоценный камень высоко ценился Азиатскими и Европейскими культурами в течение более шести тысяч лет и, до недавнего времени, его ценность оспаривала, а порой и превышала стоимость алмаза. Традиционно этот красивый камень символизировал нечто чистое или исключительное. Считают, что он оказывает лечебный эффект на того, кто его носит.
Исцеляющий Учитель Лазуритового Сияния - один из наиболее почитаемых фигур буддийского пантеона. В Сутрах говорится, что перерождение в восточной Чистой земле Будды Медицины считается таким же высоким, как и перерождение в Сукхавати - западным рае Амитабхи. Начитывание мантры Манла, или даже простое повторение его святого имени, как считают, достаточно для освобождения от трех низких рождений, защищает от опасностей на море и избавляет от преждевременной смерти. В одной из главных Сутр Будда Шакьямуни так говорит своему близкому ученику Ананде:
"Если живые существа (погружённые в пучину страданий сансары) слышат имя Татхагаты Исцеляющего Учителя Лазуритового Сияния, и с предельной искренностью принимают его и помнят о нём, не имея никаких сомнений, тогда не падут они на путь плохих перерождений."
В Тибете считается, что искусство исцеления пришло от Будды Медицины. Через него эти учения воплотились в Четыре Медицинские Тантры, основу Тибетской Медицины. Как объясняется в первой из них, однажды Ляпис Лазуритовый Исцеляющий Мастер сидел в медитации в окружении учеников - божественных врачей, великих мудрецов, небуддийских богов и бодхисаттв. Все они желали изучать искусство исцеления, но, потеряв дар речи от исходящего от него сияния, не могли попросить желаемые учения. И в ответ на их невысказанную просьбу, Будда Медицины проявил две эманации - одну, чтобы попросить учение, а другую, чтобы дать их. Считается, что таким образом и появилось буддийское толкование различных ментальных и физических заболеваний, их причин, а также способы диагностики, лечения и поддержания здоровья.
Мантра Будды Медицины очищает нас от отрицательной кармы, быстро устраняет страдание от болезней и усмиряет вредоносных духов. Её чтение принесет нам успех и исполнение всех наших желаний.
Во время начитывания мантры необходимо визуализировать перед собой образ Будды Медицины.
Непосредственно перед мантрой произносится молитва (обращение) к Будде Медицины:
ЧОМ ДЕН ДЕ ДИЩИН ШЕПА ДЖА ЧОМПА/ ЯН-ДАГБАР ЗОГ БЕ САНГЬЕ МЕНЬГЕЛА БЕНДУРЬЯ ЁГИ ГЬЯЛБОЛА ЧАГЦЕЛО ЧОДДО КЬЯБСУЧО
Далее может следовать длинная Мантра Будды Медицины:
Наиболее оптимальный вариант - это произнесение молитвы, длинной мантры и переход на повторение короткой (7, 21 или 108 раз). Совершенству же нет предела...